Форменный хиджаб

Новые мусульманки в техногенном Средневековье. Спасительный Коран. Почему принцесса Хайя открывает личико, а Европа примеряет паранджу. Многожёнство в ОАЭ и в Москве – почувствуйте разницу. Кровавые розы для арабских мужей. Бить или не бить? Шахиды и Шахеризады.  Никаб от кутюр. «Мама, расскажи мне про Аллаха».

...Один московский интеллигент, известный в узких кругах писатель М., решил съездить отдохнуть в Турцию, посмотреть на руины величия Византии и насладиться колоритом Востока. Он бродил по Стамбулу, пил турецкий кофе в крохотных полутёмных кофейнях, на плохом английском вёл беседы за жизнь с кафеджи и торговался за антикварное барахло в пыльных лавочках. Но в Москву он привёз не шелка с богатейших восточных базаров и не древнюю цацку, покрытую патиной, а обычную уличную историю. М. стоял и разглядывал кальяны и трубки в очередной витрине. Мимо прошла колоритная пара: пожилой господин, в европейском костюме и алой феске, с ним под ручку юная девушка, почти ребёнок, с огромными глазами пугливого Бэмби. Девушка ела мороженое, господин любовался ей снисходительно и умилённо. М. подумал, дочь она или внучка... И тут капля мороженого случайно попала на рукав пиджака. Господин остановился, отвесил девушке оплеуху, потом другую, преступница упала, он пнул её ногой в бок. М. рванулся защитить даму, но его вовремя оттащил продавец магазинчика. «Это муж наказывает жену, не стоит вмешиваться, эфенди». И обыденность этого факта – что в столице почти европейской страны, члена НАТО, средь бела дня на глазах у людей мужчина может спокойно бить женщину – поразила писателя больше, чем стена Феодосия, Айя-София и бухта Золотой Рог вместе взятые.

Мусульманская женщина и в начале 21 века остаётся тайной под вышитым покрывалом. Много веков подряд вход в гаремы, серали и вообще на женскую половину дома охранялся арабами так же тщательно, как Форт Нокс в США. Паранджа суеверий, сложнопереплетённых обычаев, хадисов (заповедей) Корана хранила женские покои – не дай Аллах, сглазят, - и иссякнет красота, разлюбит муж, заболеет ребёнок или явятся страшные европейские рыцари с большими мечами. С другой стороны именно атмосфера тайны, загадочности женского мира помогала арабским гуриям завоёвывать сердца падишахов. Шахерезада тысячу и одну ночь рассказывала сказки супругу, а в промежутках между ночами умудрилась выносить и произвести на свет трёх сыновей так, что падишах Шахрияр узнал, что стал папой, только когда царица попросила о пощаде ради своих детей. Сама по себе женщина не значила ничего, единственный способ заслужить положение в обществе был родить сына, чтобы люди сказали «умм» (мать) достойного человека. В Коране написано: Некий человек пришел к Посланнику Аллаха и спросил: "Кто среди людей достоин лучшего обращения с моей стороны?" Тот сказал: "Твоя мать". Человек спросил: "А потом?" Он сказал: "Снова твоя мать". Человек спросил: "А потом?" Он сказал: "Снова мать". Человек спросил: "А потом?" – «Потом твой отец". Но даже султан-валидэ (матери царствующих особ) правили из гарема – со времен Мухаммеда до 70х годов 20 века ни одна женщина не становилась у руля мусульманского государства.

Когда исламские законоучители говорят, что Пророк позаботился о женщинах и не закабалил (как порой мнится дикарям-европейцам) а наоборот, даровал им права, они, в общем, недалеки от истины. До Мухаммеда у арабок вообще не было прав. Половину новорожденных девочек их отцы закапывали живьём в песок, чтобы не плодить лишние рты. Тех, кто остался в живых, в 12-13 лет выдавали замуж или продавали в наложницы. Если женщина надоедала мужу, он выгонял её прочь без особенных церемоний, если муж женщины умирал, то мальчиков забирала родня, а вдова с дочерьми могла идти, куда ей заблагорассудится (чаще всего в пустыню, без имущества и воды). И, если гордые бедуинки сами водили верблюдов, дрались рядом с мужчинами, и, разворачивая шатёр входом в другую сторону, давали понять мужу, что его в этом доме больше не ждут, то в остальных племенах место арабки было между овцой и собакой. А пророк заповедал давать дочери половинную долю наследства, разрешил женщинам разводиться, если муж импотент или псих, мужей обязал содержать жён в любви и заботе, любить искренне и наставлять не больно (а не до смерти). Тем же отцам, которые закапывают в песок младенцев, Мухаммед пообещал, что дочери встретят их у райских ворот и помешают войти.

Самое интересное, что заповедей покрывать лица и не выходить из дома, в Коране нет. Фетвы, стоит ли женщинам татуировать кисти рук и красить волосы (Пророк считал – стоит, хной и басмой), указания, сколько лет кормить грудью (минимум два года) и можно ли носить золотые украшения (можно, но не на виду) – есть. А обязательное ношение хиджаба ввели позднейшие толкователи веры. «На государственном уровне» снять паранджу с лица мусульманки удалось только в 20 годы 20 века – в Советском Союзе это сделали коммунисты, в Турции – Мустафа Кемаль Ататюрк, отец-основатель первого светского мусульманского государства. «В частном порядке» наблюдаются две тенденции – жительницы ОАЭ, Кувейта и других королевств, обеспеченных и традиционных, пробуют обойти запреты (и не только в одежде), мусульманки из светской Турции, Египта, и особенно из общин в США и Европе, норовят быть святее Хадиджи и Айше (любимых жён Пророка).

Принцесса Хайя Бинт, дочь и сестра королей Иордании, жена наследного принца Дубаи, посол Доброй Воли ООН, президент Международной федерации конного спорта и лауреат 7 международных гран-при по конкуру – фигура немыслимая для арабского мира ещё полвека назад. «Олимпийская дочь» Хусейна ибн Талала с 6 лет мечтала стать чемпионкой, в 14 собрала команду по конкуру, вывела иорданских наездников в профессиональный спорт (до этого в мировых рейтингах спортсмены этой страны считались любителями) и отказалась от участия в Олимпийских играх 2004 только из-за собственной свадьбы. Эта горделивая и уверенная в себе красавица позирует перед фотографами с открытым лицом, закрывая волосы лишь жокейским шлемом на соревнованиях. В то же время в оплоте европейской культуры, суперконсервативной Великобритании, тысячи белокурых англосаксонских леди прячут прелести под хиджабы, и число их растёт с каждым годом. «Чадра помогает тебе ощущать отрешенность от всех и личную безопасность, что повышает уверенность в себе. Когда надеваешь на голову чадру, чувствуешь, что ты свободно можешь делать все, что хочешь» - говорит бывшая протестантка, дама с высшим образованием. «…На Западе принимают Ислам с открытыми глазами,
будучи далекими от  восточных традиций
...» пишет по этому поводу лондонская «Таймс». Открытые глаза, закрытые лица, запертая на ключ женская половина дома… «Мой муж всегда спрашивает у меня разрешения прежде, чем пригласить гостя. Мой дом – моё королевство» - говорит в интервью «новая мусульманка», мать пятерых детей.  Сто тысяч леммингов не могут ошибаться, утверждает известная присказка. Может быть изнутри, в утончённом арабском мире, всё не так плохо, как кажется нам, грубым варварам?

Самый скандальный момент ислама – пресловутое многожёнство. Пророк действительно заповедал своим последователям иметь до четырёх жён, сам же завёл 11 – почти все они были вдовами или разведёнными. И идея брать несколько жён продолжала традицию иудаизма – не оставлять без защиты одиноких женщин и их малолетних детей, не потворствовать разврату, а жить в законном браке. Мусульманин имеет право брать новых жён только с согласия уже существующих, обязан поровну делить между ними подарки и ночи, заботиться, ублажать и обеспечивать всех супруг и детей. Не так давно мировые газеты облетел курьёз – некая дама из Саудовской Аравии подала в суд на своего султана, мол, после того, как он взял вторую жену, то перестал заглядывать к ней в спальню. И что же - решение вынесли в пользу женщины, обязав супруга поочерёдно навещать своих избранниц и брать с собой обеих  во все деловые командировки. Там, где наши мужчины заводят любовниц, мусульмане заключают «временные браки» - и дети от таких браков имеют равные права с «официальными». Для восточных женщин такая ситуация в порядке вещей – даже в тех странах, где многожёнство официально запрещено (например в Турции), провинциальные родители спокойно выдают дочерей вторыми и третьими жёнами (с их согласия, иначе брак считается недействительным).

Казалось бы для славянок такая ситуация – возмутительная дикость. Возможно потому, что «виноград зелен»… как вы думаете, сколько матерей-одиночек предпочло бы оказаться вторыми жёнами, обеспечить своим малышам финансовую поддержку и отцовскую ласку? Сказочная история «Золушки из Белоруссии» - простой официантки Наташи Алиевой, ставшей принцессой Айше Аль-Мактум, вызывает восторг и зависть у многих юных красавиц. Принц Саид Аль-Мактум приехал в Минск принять участие в чемпионате по стендовой стрельбе. Наташа подрабатывала в гостинице и «по звонку» подала сок высокому гостю. Он увидел, проникся - и со всей свитой явился к Наташиной маме – просить руки девушки. И ни саму невесту, ни её мать, ни отца (кстати тоже мусульманина) не смутило наличие у принца-миллионера первой жены и пятерых детей. Скажете, дело в сказочном богатстве, двухэтажном доме и штате личной прислуги? Отнюдь – москвичка, русская, мусульманка И. поделилась с журналистами своей историей: она замужем семь лет, её муж уже дважды приводил в дом других жён. Точнее первую ему посоветовала сама И., решив заодно защитить оказавшуюся в трудной ситуации подругу. Жёны жили как сёстры, а вот с мужем отношения не заладились – новая гурия оказалась своенравной и непокорной. Супруг оставил её и, спустя год съездил в родное село, где нашёл молодую вдову с двумя детьми. И второй союз оказался удачен – все довольны, и муж и жёны и многочисленное потомство. Случай не уникальный – новообращённые россиянки, проникшись духом Корана, частенько позволяют мужьям жениться вторично, и сами идут «младшими жёнами». Единственное, на чём невесты обычно настаивают – чтобы муж по Корану обеспечивал каждой жене свой дом, совместное проживание мало кого устраивает.

А развод, спросите вы? Да, конечно, если женщине, чтобы оставить шизофреника или садиста, нужно долго доказывать своё право в шариатском суде, то мужчине, чтобы снова стать холостым, достаточно трижды сказать «талак». Никаких объяснений и поводов не положено. Так, один житель Саудовской Аравии дал развод своей супруге потому, что «она осталась наедине с другим» – если точнее, закрыла дверь в комнату, где  смотрела программу новостей с мужчиной-ведущим. Другой житель ОАЭ поступил ещё проще, использовав для развода три SMS со словом «талак» - законоучители спорили несколько дней, но потом признали такой развод допустимым. Впрочем, возможны и варианты – 63летняя египтянка ушла от мужа после 40 лет брака потому, что он попросил её «на людях» носить лёгкий платок, а не хиджаб – и Шариатский суд признал, что требования «нарушить скромность» достаточно. Из неприятных моментов развода – дети, особенно мальчики, обычно остаются с отцом, их растят бабушки и «сёстры по браку». Но в любом случае при разводе муж обязан выплатить жене половину «брачного подарка» (на Востоке это обычно несколько десятков тысяч долларов), оставить ей все подарки, украшения, и выплачивать ей «зарплату» всё время, пока она кормит детей грудью.

Как уже говорилось выше, единственный статус женщины, гарантирующий ей уважение и дающий относительные права – это «умм», матриарх рода, мать взрослых сыновей – ей беспрекословно подчиняются все невестки, дочери, внучки и прочие родственницы. В определённых вопросах (брак, семья, дети и т.д.) просьба матери для мусульманина – закон. У молодых женщин есть три задачи – быть благочестивой мусульманкой, хорошей женой и воспитать достойных сыновей, и вся жизнь их направлена на исполнение этого долга. Пророк сказал, что женщина умершая во время родов, приравнивается к «шахиду» - мученику за веру, а та, что кормила детей до двух лет грудью – попадёт в Рай. Чтоб «низкая природа» женщины не отвлекала её от законного предназначения, во многих арабских странах практикуют «кровавые розы» - женское обрезание. В зависимости от традиции, девочкам 4-5 лет либо ампутируют кончик клитора, либо обрезают большие половые губы, либо «вычищают» все внешние половые органы и зашивают часть входа во влагалище. Анестезию и антисептику при обрезании стали применять только последние десятилетия, делают его 40-80% девочек – если верить журналистам, такой операции подверглась в детстве даже Наоми Кемпбелл. Девушка, незнакомая с «розой» имеет очень мало шансов выйти замуж – арабы считают, что «необрезанные» зловонны и чрезмерно сексуальны, похоть будет мешать им быть хорошими жёнами. По статистике ВОЗ 2 миллиона девушек ежегодно подвергаются операции, на 50% повышая себе вероятность остаться бесплодными или умереть от родов.

Самое важное, о чём следует помнить женщине, перед тем как впервые произнести «Нет бога кроме Аллаха» - Коран велит карать смертью прелюбодеек, и законы шариата от этого правила не отступили.  Если женщину изнасиловали – её могут наказать плетью, посадить в тюрьму или (скорее всего) придушить на «мужской половине» и потихоньку захоронить труп. Оказалась наедине с мужчиной – значит, соблазнила его. И большой штраф, который насильник обязан выплатить оскорблённой семье, поможет жертве буквально, как мёртвому припарки. В ОАЭ, Саудовской Аравии, Иране и других шариатских странах, если женщина села в машину вместе с мужчиной, она уже совершает преступление. О поцелуях и других проявлениях страсти лучше даже не думать. Не так давно в мировом Интернете собирали подписи в защиту 43-летней иранки Мокаррамех Эбрахими – эта женщина провела 11 лет в тюрьме и в итоге была приговорена к побиению камням за то, что согрешила с любовником и родила от него ребёнка. А худшее, что может произойти с арабкой – это потеря девственности до брака. В «цивилизованных» городах у обеспеченной «преступницы» остаётся возможность обратиться в медклинику и пройти операцию по восстановлению плевы. У бедных девушек путь обычно один – смерть. Если виновник несчастья тотчас на ней не женится, «распутницу» убьют отец и братья.

И вот тут мы подходим к одному из самых малоприятных «исламских вопросов» - откуда берутся шахидки. Сама по себе женщина-солдат для арабского мира не новость. Среди первых соратников Пророка были женщины-воительницы: Насиба получила 12 ранений на поле боя и потеряла руку в сражении, Лейла из племени Бани-Гафар оставалась в боевых частях более 30 лет, Асма бинт Язит одна сразила восьмерых византийцев. В 20 веке мусульманки продолжили славную традицию: приёмная дочь Кемаля Ататюрка стала первой исламской женщиной-боевым лётчиком, женские подразделения есть в Иране и Сирии, в Афганистане госпожа Сухейла Сиддики дослужилась до генерал-лейтенанта, «Тигрицы Каддафи» - выпускницы военного колледжа Триполи – есть в личной охране ливийского президента. Вот только желания гибнуть на поле брани у гурий в форменных хиджабах не больше, чем у сослуживцев-мужчин. А шахидками-смертницами чаще всего становятся обесчещенные девушки и женщины, которым в любом случае суждена гибель. Террористы просто предоставляют им шанс – не гореть в аду долгую-долгую вечность, а погибнуть во имя Пророка и войти в рай мученицами за веру, заодно смыв пятно позора со всей семьи. С паршивой овцы, как говорится…

Впрочем, если оставить в стороне средневековые ужасы и неаппетитные подробности восточной жизни, быть мусульманской женщиной не так уж плохо. Она избавлена от кошмара европейских феминисток – цивилизованного одиночества дамы, делающей карьеру, «её хладное тело не съест овчарка», цитируя знаменитый дневник Бриджит Джонс. С рождения и до смерти она остаётся в лоне многочисленной, любящей её семьи – на Востоке людям свойственны сильные чувства. Её нянчат и балуют мать, тётки и прочие родственницы, её учат в маленькой женской школе – никаких хулиганов-мальчишек, брани и сигарет. Если она пожелает продолжить образование – нет проблем, большинство мусульманских стран допустило женщин в университеты. Она может стать учительницей или врачом, модельером или экономистом, завести своё дело и даже попасть в список ста богатейших женщин «Форбс», как Нахед Тахер, владелица банка в Саудовской Аравии и самая успешная женщина арабского мира (её собственный капитал больше, чем у королев и шахинь). Честной мусульманке, без серьёзных физических изъянов, не светит судьба старой девы – мать и отец озаботятся подыскать ей достойного жениха. Свадьба – самое значимое событие в жизни каждой арабской женщины – несколько дней пира, все родственники в гостях, танцы, музыка и море удовольствий. Жених обязан одарить невесту золотыми украшениями и выплатить мадх (страховой капитал на случай развода). Дальше-лучше - в ОАЭ, например, через три года после свадьбы молодые получают персональную виллу от государства, в Ираке всем женщинам выплачивается пособие, пока они кормят грудью. Если муж оставляет женщину без серьёзного повода, она может вернуться на женскую половину родного дома, если она вдовеет – родственники позаботятся о ней, если умрёт – её дети останутся в семье – ни в одной стране арабского мира нет понятия «детский дом». А когда подрастают её собственные сыновья, женщина до скончания дней может наслаждаться покоем, заботой и благоговейным почитанием младших ветвей семьи.

Мусульманки снисходительно улыбаются под хиджабами, когда слышат из уст европейских товарок «бедняжки». Они считают, что именно нас надо жалеть. Нас, с открытыми лицами ходящих среди мужчин, готовых в любую минуту оскорбить и обесчестить женщину – и никто из родни не отправится выпускать негодяю кишки. Нас, вынужденных самостоятельно зарабатывать себе на хлеб, трудиться в поте лица, оставляя родных детей на чужих тёток. Нас, привыкших к абортам, мужским изменам и мужскому непостоянству. Женщин, лишённых прибежища в старости или вдовстве, которых некому защитить, утешить и оценить по достоинству, женщин у которых элементарно не остаётся сил, чтобы быть женщинами. А ведь это безумно приятно…

Арабская женщина знает, что она вещь. Очень дорогая и ценная вещь, самый лучший подарок, который может получить мужчина. И чем лучше она будет ухаживать за собой, чем тщательней украшать себя для единственного возлюбленного, который может лицезреть её прелести, - тем выше будет цена её благодарности на земле и в Раю. Пророк обещал место на небесах хорошим жёнам, которые не укоряют своих мужей и не пререкаются с ними, встречают своих повелителей после трудного дня, кормят их и ублажают. Секрет гаремных красавиц, который не грех взять на вооружение нашим дамам – когда усталый муж ввалился с работы и плюхнулся на диван, подойти к нему с тазиком ароматной горячей воды, мягкой губкой и мягкой щёточкой, снять носки, нежно вымыть и размассировать стопы. А если вид изящно склонённой спины и лёгкие прикосновения вызвали у господина желание – не отказывать ему и в этом дозволенном удовольствии. По Корану жена должна отвечать мужу взаимностью, даже если он требует «это» во время печения хлеба. В благодарность за рождение сына или особо сладкую ночь супруг подносит жене браслеты и кольца, по возможности – золотые… «И что? Кто оценит по достоинству эту роскошь?» - спросите вы. И опять ошибётесь – плоха та женщина, которая откажется похвастать перед подругами, как её любит муж.

О любимых мусульманками хаммамах – райских банях, где по вековым традициям делают красавиц из любых женщин, можно делать отдельную статью. Массаж обычный и массаж, развивающий чувственность, миндальное молочко для лица, белая и зелёная глина для мытья тела, восковая эпиляция, окраска волос, бровей и ладоней, полузабытое искусство татуировки хной, драгоценные нард, смирна и розовое масло… кажется, что хорошеешь, лишь представляя себе волшебные процедуры. Именно в банях почтенные матери присматривают невест сыновьям, а подруги делятся новостями – ходить в гости без повода в арабском мире не принято…

Женские праздники на женской половине дома – самое частое и любимое развлечение. Мамы, бабушки, дочки и внучки собираются, чтобы сообща полакомиться восточными сластями, перемыть косточки всей родне, продемонстрировать новенькие наряды и украшения, и конечно потанцевать. «Белладанс» знаменитый «танец живота» испокон веку танцевали в гаремах – иногда для повелителей, чаще, чтобы не потерять форму и посоревноваться друг с другом. Особенно зажигательно и колоритно отплясывают на свадьбах, куда любая уважающая себя арабка надевает всё самое дорогое из гардероба. И если вы думаете, что шкафы у мусульманок полны мешковатых тряпок – вы снова не угадали. Модные платья и джинсы по лекалам исламской моды шьют у Диора, Гуччи, Луи Вуттона и Дольче-Габбана. Дорогие бутики есть в любой мусульманской столице и торгуют там тоже женщины. В июле 2006 года, в Тегеране прошёл десятидневный фестиваль мусульманской моды, в котором приняли участие и европейские кутюрье и арабские мастера.

В Эр-Рияд открылся целый торговый центр, куда пускают исключительно дам, и дай нам бог иметь возможность позволить себе товары того же качества, как те, что там продаются. Знаменитые восточные благовония и масла, в библейские времена стоившие на вес золота, «халяльная» (разрешённая к употреблению мусульманами) косметика – и рядышком вполне современное эротическое бельё и кружевные чулочки. Для любительниц искупаться появились дозволенные Шариатом купальники, закрывающие всё тело и голову. Загореть в них сложно, а вот плавать очень удобно – специальная ткань быстро сохнет и не мешает коже дышать.  Для «халяльных» спортивных занятий разработали специальную спортивную форму – чтобы девушки могли играть в баскетбол, бегать и заниматься военно-боевой подготовкой, не снимая хиджабов и не показывая инструкторам того, что им видеть не следует. Новую моду протестировали в ливанских лагерях беженцев – девушки-бойцы остались довольны – и мусульманские студентки по всему миру тут же включились в спортивные состязания. Для того чтобы дамы могли добраться до магазинов и клубов, не нарушая скромности – в Дубаи уже начали ездить пятьдесят очаровательных розовых такси с водителями-женщинами. Особенно охотно новой услугой пользуются многочисленные туристки – в таких такси они чувствуют себя в безопасности. А для небогатых или желающих поддержать тело в хорошей форме женщин, иранские инженеры изобрели велосипед. Да не простой – коробка специальной конструкции закрывает от посторонних взоров нижнюю часть тела отважной велосипедистки.

Самой красивой, заметной и влиятельно дамой арабского мира уже несколько лет считается королева Иордании Рания. Дочь палестинского врача, до замужества она и помыслить не могла, что когда-нибудь станет носить корону и входить в списки «Форбс» как одна из самых богатых женщин в арабском мире. Но король Хусейн, отец её супруга Абдуллы, изменил порядок наследования уже на смертном одре и бывшему консультанту «Эппл» пришлось примерять на себя бремя монаршей власти. Рания великолепно справилась – она много путешествовала, одинаково блестяще выступая и в шоу Опры Уинфри и на саммитах Большой Восьмёрки с экономическими докладами. Она подарила мужу четырех детей, старший Хусейн признан наследным принцем Иордании; вместе с сыном королева прочла все книги о Гарри Потере, вместе с дочерьми обожает готовить домашние сладости для папы-короля.  Она провела всеарабский саммит мусульманских женских организаций. Она не носит хиджаб и не стесняется смотреть в глаза мужчинам, Джорджо Армани говорил журналистам, что именно Рания стала музой всей его жизни. И она не единственная женщина, чьё имя стало звучать.

Студентка из Саудовской Аравии Раджаа аль-Санаа примеряет на себя лавры арабской Шарлотты Бронтэ. Её книга «Девушки Эр-Рияда» моментально стала бестселлером в Англии и Франции, а на родине моментально попала в списки запрещённой литературы. Причина проста – одна из героинь романа теряет до брака девственность и не сожалеет об этом, другая влюбляется в неподобающего молодого человека, третья вообще полуфранцуженка. При этом достоинства книги очевидны даже суровым блюстителям нравственности – министр Гази Аль-Кусаиби прочит писательнице большое будущее и разрешение к публикации, если Раджаа в заголовке и тексте романа выкажет осуждение девушкам, ведущим  себя вразрез с нормами шариата. Сирийская писательница и поэтесса  Джана Сейда, автор сборника чудных стихов «Рожа Дави» (Последний день) рассказала в интервью, что в Сирии около тридцати женщин-литераторов, слагающих канонические бейты о любви и вере, создающих очерки из мусульманского быта – и вынужденных печататься за свой счёт и распространять книги по подругам и через Интернет. Хайфа аль-Мансур из Саудовской Аравии осмелела настолько, что сняла частный видеофильм с собой в главной роли и членами семьи в остальных. Казалось бы такой подвиг доступен любому владельцу навороченного сотового телефона, но есть одно «но» - в Аравии вообще запрещены киносъёмка и киноиндустрия.

В одних странах Востока (Тунис, Турция, Египет) – у женщин практически те же права, что и у мужчин. В других (Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия) они более или менее жёстко ограничены. Но если верить тенденции, всё больше мусульманок из консервативных стран стремится добиться освобождения, открыть личико хоть немного. А в России последней радостной новостью для мусульманок из регионов стало разрешение фотографироваться на паспорт в хиджабе. Количество женщин, желающих принять веру Пророка растёт буквально в геометрической прогрессии – ни в Москве ни в Санкт-Петербурге женщины в характерных головных уборах не вызывают особого удивления у прохожих. Появляются «халяльные» супермаркеты и магазины мусульманской одежды, книги для новообращённых женщин и молодых матерей – как хранить и беречь мусульманскую семью, что отвечать детям, когда они просят «Мама, расскажи мне про Аллаха». Хорошо это или плохо – вопрос очень неоднозначный. Для регионов и народов с традиционно мусульманским населением, где люди возвращаются к корням и вере предков, для Татарстана, Башкирии, малых народов Кавказа  – наверное, да. Народ, не знающий своих истоков, пересыхает как ручей, отсечённый от родника. И традиции веры, которой следовали поэт Саади и врач Авиценна, астроном Улугбек и благородный воитель Салах-ад-Дин, насмешник Ходжа Насреддин и великий Омар Хайям, так же достойны уважения, как и законы любой другой религии. Секты плодятся там, где не находится места церкви. А вот когда хиджаб примеряет москвичка с самым что ни на есть славянским  курносым личиком, примеряет не ради любимого человека или искренней веры, а скорее из острого любопытства полакомиться экзотикой, это в лучшем случае удивляет – зачем? Впрочем, не наше дело лезть в человечьи души:

..Каждый выбирает по себе –
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает по себе…

Так когда-то пел Окуджава. Быть истинной мусульманкой в суровом и жёстком мире восточных мужчин – нелегко. Быть искренней православной в сумасшедшем, торгующем всем подряд мире, быть верующей, быть человеком, не стыдясь прожитых дней – тоже. Давайте попробуем самое простое и трудное одновременно – оставаться людьми, братьями по Адаму и Еве. А Господь разберёт своих.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz