Лысая принцесса
Эстетика эпатажа и красота уродства
...Не так давно по Интернет-блогам России пробежала шокирующая новость. Некий коста-риканский художник-перфомансист Гильермо Варгас Абакук представил на выставке в Галерее Годици в Никарагуа нестандартный объект. Говоря проще - привязал в огороженном углу музейного зала бродячего пса, дабы все посетители могли наблюдать, как несчастное животное издыхает от жажды и голода. По слухам в итоге бедной собаке удалось перегрызть верёвку и скрыться, но перед этим она обеспечила чёрный пиар своему мучителю. Кто знал Гильермо Варгаса ещё год назад? В лучшем случае мама с папой, соседи да охранники местной кутузки. А теперь миллионы людей по всему миру обсуждают его «творчество» - одни пишут гневные петиции, дабы этого живодёра на пушечный выстрел не подпускали к мировым художественным галереям, другие шумно восхищаются смелостью юного нео-авангардиста - такой плевок в сытую буржуазную рожу... Хотя ничего нового для искусства горячий коста-риканский парень по сути не сделал и даже геростратовой славы не заслужил.
Есть вещи, на которые человек по своей человеческой природе просто не может реагировать равнодушно. Лысая девушка, гора черепов, расчленённое тельце ребёнка, разлагающийся труп животного, обнажённые груди и половые органы, процесс дефекации и продукты естественных отправлений, силуэт газовой камеры и абортивные хирургические инструменты - 99 зрителей из ста выдадут эмоциональный отклик. Примерно так же, как человека завораживают яркий красный и абсолютно чёрный цвет, как кружится голова, если смотреть с высоты, как рот наполняется кисловатой слюной при одном взгляде на тоненький, жёлтый и сочный ломтик лимона... чувствуете, уважаемые читатели? В средневековье люди относились спокойнее к смерти и разложению, картина, скажем, поражённого чумой Лондона с горами трупов заставила бы согнуться в припадке рвоты любого трэшера. В наше чистенькое и аккуратное время, когда и дохлую крысу на улице увидать редкость, художнику очень просто привлечь внимание публики - скажем, в открытой галерее в жаркий день развесить по стендам гирлянды бычьих кишок - и перфоманс обеспечен. Другое дело, что для того, чтобы из дерьма сделать художественную конфетку нужно быть Сальвадором Дали, Бунюэлем или хотя бы Ларсом фон Триером.
Термин «эпатаж» происходит от французского глагола e'pater - ошеломлять, приводить в величайшее изумление. Буквальное значение этого слова - «отколоть ножку рюмки, лишить ноги» (слово patte переводится как «лапа»), это значит обескуражить, выбить основу из-под ног, перевернуть все с ног на голову. Говоря по-русски, эпатаж это пощёчина общественному мнению, плевок в лицо традиционной морали, открытый и агрессивный вызов. Мало положить на рояль дохлого ослика, нужно, чтобы весь мир увидал эти склизкие туши и признал до чего же они совершенны в своём безобразии. «Совершенно голый человек с эрегированным пенисом посреди уважаемой галереи искусств истошно орет: «Я хочу весь мир!» Хулиганство? Нет, перформанс», пишет «Бизнес-Журнал». Основная цель эпатажа - любой ценой привлечь внимание к себе и своему месседжу. Яркая красота и глянцевая гламурность в наше время расхожий товар, а вот вызывающее, невероятное уродство притягивает пресыщенных потребителей. Именно поэтому так стараются шокировать публику рекламные агентства с маленьким бюджетом и большими амбициями. Знаменитый рекламный слоган пылесосов эконом-класса «сосём за копейки» вызвал массу возмущения в прессе, кое-где в регионах его запретили, как аморальный... а продажи достигли бешеных цифр и агентство сделало себе имя. Цель достигнута? Да.
Панкова бабушка и другие
Эпатировать публику, удивить её и шокировать стремились многие модельеры. Женские брюки от Коко Шанель, бикини от Луи Рирда, дамские смокинги от Ив Сен-Лорана - все они поначалу вызывали ужас и возмущение. Когда парижские дамы впервые увидели сен-лорановские льняные бурнусы и деревянные африканские бусы а-ля «тоска по Алжиру», их гневу не было предела: «он что, считает нас дикими негритянками?»... что не помешало новой коллекции разойтись так же успешно, как и всем предыдущим. Нестандартный покрой, откровенно сексуальный фасон, дикое сочетание цветов или тканей - шёлк и кожа, атлас и мешковина - почти готовый рецепт успеха, правда не всякий модельер был готов рисковать репутацией ради удовольствия полюбоваться ошарашенными лицами покупателей.
Согласись Вивьен Вествуд довольствоваться скромной ролью учительницы младших классов и жены хозяина провинциального танцзала, возможно нынешняя мода была бы куда скромней и пристойнее. Благо идея распродавать футболки с неприличными надписями принадлежит именно «бабушке панка», как называют скандальную модельершу в Европе. Знаменитый панковский ирокез тоже её изобретение - Вивьен первой обесцветила волосы и собрала их в колючее безобразие при помощи бриолина, лака и чьей-то матери. Чтобы помочь своему дружку-музыканту, она закупала на барахолках старьё, перешивала его собственноручно по своему вкусу и продавала в маленьком магазинчике под названием «Секс» - откуда в итоге и появилось название первой панковской группы. Имидж «Секс Пистолз» был гениальной находкой и началом славы Вествуд как дизайнера. А когда панк в середине 80-х из бунтарства стал нормой жизни для обывателей, Вивьен послала к чёртовой матери ирокезы вместе с Малкольмом Маклареном и направила свои стопы на подиумы высокой моды.
Вместо гневного футуризма Вествуд увлеклась жёстким ретро, адаптируя к изыскам новой моды кринолины, турнюры и кружево из бабушкиных сундуков. Изысканные наряды модниц Средневековья она дополнила молниями, пирсингом и латексом - всё равно как представить, скажем, князя Владимира в аксамите, сафьяне, мехах - и с кольцом в носу. «Мы бунтовали против всего, что не принимало наше поколение. Но бунтарство затухло, и больше неоткуда было черпать силы. В какой-то момент я хотела бросить моделирование. Но потом стала изучать, как работают другие дизайнеры, и поняла: тот же Диор - это же стиль эпохи королевы Елизаветы! И я тоже решила обратиться к истории». Она изобретает складной кринолин, названный «мини-крини», фетишистские туфли на платформе, отделанный жемчугом строгий мужской костюм. В итоге Вествуд стала первым английским Кутюрье после Мери Квонт, которой удалось бросить к своим ногам гордый Париж. Её муж моложе Вивьен лет на тридцать, что нисколько не смущает кокетливую мадам. В свои 62 она одевается так, как не всякая шестнадцатилетка рискнула бы, её модели цитируют все кому не лень, от Готье до Лагерфельда, вместо панков на неё молятся готы... а что ещё придёт бабушке в голову знает только Аллах.
Хулиган от кутюр Жан-Поль Готье начинал с того, что в детстве круглосуточно смотрел телевизор (да, тревожные мамочки, телевизор и без малейших ограничений), а по мотивам просмотренного шил костюмчики для своего медвежонка Тедди - то свадебное платье, то скафандр. Первая «взрослая» коллекция была создана из подручных материалов, так как денег у экспериментатора почти не было: мини-платья были сшиты из столовых салфеток, а «электронные украшения» сделаны из батареек и чайных ситечек. Сочетая приятную экономию средств с полезным эпатажем Готье устраивал показы то в депо, то на боксёрском ринге, то в тюрьме Консьержери, а в качестве моделей использовал самых обычных людей - полных, пожилых, невысоких, иногда гротескно уродливых - чтобы продемонстрировать, что его коллекции идут всем и каждому. «Я стремлюсь избежать склеротического клише, стереотипного поведения профессиональных манекенщиц. Мои модели не развлекают зрителей, а показывают одежду, которую может носить всякий».
Готье можно назвать королём постмодернизма - в его идеях нет ничего принципиально нового. «...Может быть поэзия сама - одна великолепная цитата» - Жан-Поль отзывался на веяния моды словно барометр, синтезируя и совмещая чужие замыслы. Использовать жесть и пластик, наряжать моделей в кольчуги и шить платья из бытовых отходов начал ещё Пако Рабанн, чернокожих босых красоток на подиумы вывел Ив Сен-Лоран, идею мужских юбок пронесли сквозь века упрямые шотландцы. Выставив на «язык» манекенщиц в корсетах и чёрном белье а-ля гулящие девки из Амстердама, Готье всего лишь заявил официально о второй профессии изрядной части прелестных «вешалок». Скандальное платье топлесс, в котором вышла на подиум отважная Наоми Кэмпбелл, не продемонстрировало публике ничего выдающегося - голую грудь «чёрная пантера» целомудренно прикрыла руками. Коллекция «Рабби-шик» с использованием мотивов традиционной одежды ортодоксальных иудеев из Бронкса выглядела так, словно Готье срисовал её с антисемитских карикатур начала века. И даже, когда модельер решил остепениться и занялся разработкой проектов для «высокой моды», избавиться от имиджа нонконформиста ему не удалось. В его новых коллекциях можно видеть длинные юбки из лисьего меха, бархатные пальто с инкрустацией кружевом, свадебные туалеты, связанные «ирландской вязкой», платья-корсеты, тельняшки из страусовых перьев... а ценители ждут терпеливо - какая ещё прелестная пакость придёт в голову «плохому мальчишке» Жан-Полю.
А-ля вест-гот
С двух шагов попала в урну
Я бутылкою «Столичной»
Это было бы гламурно,
Кабы не было готично.
(с) народ
Со стороны эпатаж может (и должен) выглядеть мерзко или хотя бы двусмысленно. Тёмный сосок, ненароком проглядывающий через прореху рубашки, уголок презерватива торчащий из нагрудного кармана делового пиджака, значок «я болен СПИДом» на рюкзаке, строгое длинное платье телесного цвета - и никакого белья под ним. К слову, выйти на нудистский пляж в закрытом купальнике или явиться на панковскую дискотеку в офисном костюме - это тоже эпатаж, важно остаться чёрной вороной в стае напыщенных пернатых альбиносов. Подросток рядится в чёрно-розовое тряпьё или выстригает себе готическую чёлку с целью отыскать себе подобных непонятых, но желающих изменять жизнь тинэйджеров. Перфомансист рисует картины хвостом осла или ставит «Ромео и Джульетту» как двухчасовой диалог на унитазах потому, что не находит более внятного способа привлечь зрителей. А зачем эпатаж может понадобиться обычному человеку? Наверняка, дочитав до этого места, вы об этом уже задумались - какой прок с ирокезов и пирсинга менеджеру среднего звена или преуспевающей домохозяйке?
Эпатаж - это возможность выиграть в битве жизни, если терять больше нечего. Метод шоковой терапии в борьбе со стрессом. Шанс заключить контракт с престижным агентством, получить работу у самодура-босса, утереть нос изменнику-мужу или отомстить сопернице. Демонстрация аргумента, после которого у собеседников пропадает желание спорить - неважно по какой причине. Писательница Мария Арбатова рассказывала о некоей своей подруге, которую очень долго донимали родители - девственница ли она; наконец взбешённая дочь лишила себя невинности бутылкой, предъявила окровавленную стекляшку родителями и победила - маме с папой на всю жизнь расхотелось контролировать дочь.
Правило первое - самую эпатажную выходку, самый скандальный перфоманс надлежит производить обдуманно и с холодной головой. Иначе пропадёт весь шокирующий эффект от костюма, имиджа или поступка, точнее это воспримут как безвкусицу, придурь или истерику. Правильный эпатаж - это танец по лезвию бритвы - шаг в сторону и упадёшь в китч или пошлость.
Правило второе - не повторяться. Единожды обрить голову наголо и явиться в таком виде к любимому мужу - это сильно, он осознает, что кажется был неправ. Брить голову после каждой ссоры - соседи начнут тыкать пальцем и обзывать новой Бритни Спирс, а супруг на восьмое марта подарит парик с комментарием, что ему не по душе ваш щетинистый череп.
Правило третье - стиль, стиль, стиль. Леди-панк важно выглядеть безбашенной «жабой» а не приличной девочкой, у которой порвались штанишки. Заборная брань превращает девушку-гота в девицу неприличной профессии. Если вас застали с задранной юбкой надо сказать «хотите я покажу вам мою лобковую татуировку», а не «ой, извините пожалуйста».
Правило четвёртое - хуже уже не будет. Шоу маст гоу он, эпатажную выходку никогда не прерывают на середине. Или вы выиграете или вы проиграете, в любом случае ваш «Полёт Валькирии» запомнят навсегда. Согласитесь, это не так уж плохо?!