Наша марка
Золотое кольцо столицы
Что такое московское метро? Просто способ передвижения, как автобус, такси или собственные безотказные ноги? Малый круг кровеносной сети Москвы - по артериям автотрасс протекают потоки машин, а по венам туннелей летят поезда? Время почитать газету, подготовиться к сессии, смс-нуть любимой или подумать о вечном? Отвратительная необходимость толкаться, рискуя подцепить вшей от соседа-бомжа, пострадать от карманников, оказаться свидетелем драки? И да, и одновременно нет. Метро - это золотое кольцо столицы, повод для гордости горожан и предмет восхищения иноземцев.
«Записывайте: метро понравилось»
План строительства московского метрополитена был готов ещё в 1913 году Московской думой, но Первая мировая война помешала. В 1922 году был разработан радиально-кольцевой принцип веток, а 15 июля 1931 года, наконец, принято решение о строительстве метро. Первые поезда были пущены 15 мая 1935 года. Проехав в спецвагоне, Сталин скромно заметил: «Записывайте: метро понравилось. Московское метро -- лучшее в мире». Соглашаться или нет, личное дело каждого, но московское метро считается самым красивым, удобным и безопасным из существующих. В мае этого года Питер Тиррет, директор компании «Tube Lines LTD», обслуживающей лондонское метро, спускался в метро московское, после чего заявил, что наши системы видеонаблюдения, колонны экстренного вызова и единый центр по оперативному реагированию - самый эффективный комплекс по обеспечению безопасности «подземки» в мире. «Мы себя не чувствуем под землей, признался англичанин журналистам. -- Здесь такое большое пространство, красота и чистый воздух!»
Но вернемся в 30-е годы. Вестибюли и залы подземки стали наглядным воплощением торжества победившего социализма. "В ближайшие дни многоопытные московские пассажиры -- люди, испытавшие великие трамвайные страсти, закалившие свое тело и душу в битвах у автобусных подножек и в схватках с жадными грязными извозчиками -- спустятся в метро. Они увидят неожиданно громадные сияющие залы подземных станций,"- писали в «Правде» в мае 1935 года Ильф и Петров.
В годы Великой Отечественной метро работало столичным бомбоубежищем. После войны глубокую часть Арбатско-Покровской линии проектировали специально с учётом ядерной войны. И до сих пор каждая станция метрополитена может быть превращена в автономное укрытие с койками, душами и системой воздухообеспечения.
Станции старые и молодые
В Париже обзорная экскурсия начнётся с Лувра, в Санкт-Петербурге - с Эрмитажа, в московском метро - со станции «Новослободская», отправной точки маршрутов для интуристов. «Любая станция метро - это настоящий памятник искусства! Мне доводилось спускаться в московскую подземку, и я был сражен красотой ее станций. Мозаика, картины, статуи - и все это в метро!» - восхищался в интервью форвард «Реала» Рауль Гонсалес. Он прав -- определить лучшую станцию так же сложно, как выбрать «мисс Вселенную» на одноимённом конкурсе.
Одни говорят, что «№1» -- это Маяковская с её огромными светильниками, величественными сводами, облицовкой красным и серым гранитом и мозаиками работы Дейнеке и Фролова. Проект станции получил Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Нью-Йорке в 1938 году. Открытие второго вестибюля со стихами Маяковского на фоне весеннего неба (проект Галины Мун) добавило современности в парадный стиль арт-деко.
Другие проголосуют за строгий дизайн «Комсомольской», за тусклый пол в чёрно-белую клетку, серо-розовую мраморную отделку стен, балконов и потолка, квадратные колонны с упрощёнными капителями. Станцию украшают панно работы Лансере, посвящённые постройке метро и ударному труду комсомольцев - пожилого академика живописи искренне восхитили колоритность рабочей формы и молодые лица строителей коммунизма. «Мне кажется, что народ, который в таком строительстве как метро придает такое большое значение роскоши, создает сооружение не только полезное, но и приятное, уже построил главное и уверен в своем будущем» -- комментировал своё посещение московского метро Антуан де Сент-Экзюпери в 1935 году.
Третьи (включая скромного автора этой статьи) предпочтут «Площадь Революции» с её великолепными скульптурами. Это памятник советскому реализму: сильные, гордые, весёлые люди, нашедшие счастье в труде и место в жизни. Благодаря скульптору Манизеру мы можем представить, какими хотели быть наши деды. Любопытные могут приглядеться к деталям - у девушки-снайпера на груди значок «Ворошиловский стрелок», у матроса на ленточке бескозырки надпись «Линкор «Марат»», а на мозаичном щите южного вестибюля до сих пор красуется надпись: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь».
Самой красивой «надземной» станцией бесспорно являются «Воробьёвы горы» - таким грандиозным видом с платформы может похвалиться не всякий фуникулёр: с одной стороны - Москва-река, с другой - один из самых живописных парков столицы. Эта станция пережила «второе рождение» -- изначально проект станции «Ленинские горы» был одобрен ещё Хрущёвым. Но тогда конструкции были собранные не из металла, а из армированного бетона и не выдержали нагрузки. Станцию запустили в 1959 году, закрыли на ремонт в 1984 и только в 2002 снова открыли.
И, наконец, на первенство в конкурсе красоты московской подземки претендует самая новая, 179-я станция метро «Славянский базар». Зеленая облицовка, зелёные вычурные решётки и столбы со светильниками, современные турникеты на входе и модерновый стиль вестибюлей - приверженцу ретро станция может показаться чересчур самобытной, но человек, идущий в ногу со временем, оценит изысканную смелость замысла. «Пусть кто-то видит горох, а кто-то видит пальму, это мне не так важно, -- говорил в интервью «Вести-Москва» Иван Лубенников, автор художественного замысла станции. -- Тут на самом деле происходит постоянная мимикрия технологической конструкции, что-то живое в растительности: какие то листья, плети...»
К голубым вагонам, коричневым диванчикам и железным поручням пассажиры давно привыкли. Новые модели типа «Русич», с «двойными» вагонами и электронными табло тоже видели все, кому доводилось ездить по Арбатско-Покровской ветке. А вот диковинки вроде поезда «Акварель», разрисованного Сергеем Андриякой и его учениками, поезда «Читающая Москва», расписанного цитатами - от классиков до Колобка, или «Красной стрелы» пущенной в эксплуатацию по случаю 75-летия метрополитена, просто так на перроне не встретишь. Они ходят по особому графику, расписание маршрутов «спецтранспорта» можно найти на сайте московского метрополитена.
Тайны туннелей
Мистикой в московском метро никого не удивишь. Недаром именно здесь начинаются приключения скромного труженика Ночного Дозора Антона Городецкого - атмосфера полупустых ночных вагонов как нельзя лучше соответствует историям про Иных. Работники метрополитена рассказывают, что после закрытия по вестибюлям бродят призраки репрессированных и самоубийц, легших на рельсы, что по ночам в тоннелях можно встретить призрак Путевого Обходчика. Он был ремонтником подвижного состава и погиб, попав под поезд метро, несколько лет назад...... Ника, а можно подробнее - раз это недавно было, так может, имя этого человека есть? Говорят, он очень любил свою работу и сокрушался, что, дескать, «молодежь нынче пошла не та», не уважает труд. Поэтому Обходчик и остался путевой тенью и бродит ночами по рельсам, проверяя: всё ли в порядке.
Станции «Сокол», «Библиотека имени Ленина» и «Преображенская площадь» построены на месте старинных кладбищ - на них происходит больше всего суицидов. Когда в 1890 году в Москве впервые был поднят вопрос о строительстве метрополитена, православная церковь запретила и думать о таком бесовстве. Мол, спускаясь под землю, пассажиры рискуют попасть прямо в ад. Как писал Гиляровский, «какой-то поп говорил в проповеди: «За грехи нас ведут в преисподнюю земли». «Грешники» поверили и испугались...».... Ника, так то была официальное отношение церкви или мнение отдельных попов? И что за грешники испугались?.... Испугались грешники из Московской городской думы, о чём Гиляровский и рассказывает в соответственном эпизоде книги «Москва и Москвичи».
По счастью, не все приметы подземки такие мрачные. На «Площади Революции» находится сразу несколько «волшебных фигур». Говорят, если потереть нос собаке пограничника, успешно сдашь самый сложный экзамен, если подержать её за лапу - зачёт, а если дотронуться до полированной туфельки студентки - сумеешь излечиться от несчастной любви. И наоборот, если пощупать за клюв или соблазнительный гребешок бронзового петуха, непременно навлечёшь на себя неприятности.
Благодаря материалам, которыми облицованы колонны и стены, некоторые станции метро могут работать палеонтологическими музеями. Древние головоногие и кишечнополостные встретили свою смерть миллионы лет назад, пропитались кальциевыми солями в толще земли и стали камнем - мрамором и известняком. Именно эти материалы чаще всего использовались для оформления станций, а полировка помогла выявить раковины «в разрезе». Отделанный розовым мраморовидным известняком вестибюль «Парка Победы» стал кладбищем для аммонитов и белемнитов - великое множество древних головоногих можно найти на поверхности каменных скамей и колонн. На «Комсомольской»- радиальной, в одном из центральных столбов подземного перрона в мрамор впечатан редкий шестилучевой коралл. На новой станции «Трубная» в белой отделке стенных панелей много крупных раковин гастроподов. В переходах «Киевской» можно увидеть морские лилии -- древних иглокожих. В переходе между станциями и на.... Ника, тут непонятно, наверное, что-то пропущено? красномраморных колоннах Павелецкой - целая экспозиция окаменелых морских губок, наутилусов и брахиопод. Увидеть их просто - прогуливайтесь вдоль отделанных белым и розовым мрамором вестибюлей, перронов и переходов и внимательно приглядывайтесь к узорам.
Путешествовать по метро можно с разными целями и до бесконечности долго - даже на то, чтобы обойти и запомнить каждую из 177 станций уйдёт несколько дней, а ведь есть ещё переходы и вестибюли. Но читать о Лувре и видеть Лувр -- это две большие разницы, как говорят в Одессе. Возьмите с собой газету, спуститесь по эскалатору - и удачного вам путешествия!
Однако, факт!
Через метрополитен проходит около 8,7 миллионов пассажиров в сутки.
Общая протяжённость рельсов - 285 км.
Самая глубокая станция - «Парк победы» -- находится на глубине 80 метров.
Самая длинная станция - «Воробьёвы горы» -- это 284 метра вестибюля.
Самая высокая станция -- «Комсомольская»: диаметр тоннеля среднего зала 11,5 метров.
Самая длинная ветка - Серпуховско-Тимирязевская (41 км), самая короткая - Каховская (3,3 км).
Самая старая ветка метро - Сокольническая -- открыта 15 мая 1935 года. Самая молодая - Бутовская - в 2003 году.
Что делать, если...
Ваш ребёнок потерялся в метро. Договоритесь с малышом заранее, как он должен себя вести. Если он сел в поезд, а вы остались на перроне, он должен выйти на следующей станции и ждать родителей у вагона; если случилось наоборот, ему следует оставаться на том же месте, где вы разминулись. В карман ребёнку стоит положить бэйджик с указанием имени и фамилии его и родителей, адреса и контактного телефона. Если вы потеряли ребёнка в метро, звоните в справочную службу метрополитена: 288-03-25
Вы забыли в вагоне сумку, пакет или другие вещи. Взяв с собой документ, удостоверяющий личность, отправляйтесь на метро «Университет». В южном вестибюле станции находится склад забытых вещей.
Вы упали на рельсы. Ни в коем случае не приближайтесь к краю платформы - там находится контактный рельс под напряжением 825 вольт. Если вы можете встать, а поезда в туннеле не видно, идите по ходу поезда к началу платформы и встаньте за чёрно-белой рейкой, укреплённой на пути - служащие метрополитена эвакуируют вас из тоннеля. Если встать не получается или поезд уже близко, ложитесь в лоток между рельсами, лицом вниз, головой к поезду и лежите неподвижно - вагоны вас не заденут.