Высокая вода венецианцев
Владыки и женщины, комментарии Марко Поло
...В стране Ксанад благословенной
Дворец построил Кубла Хан,
Где Альф бежит, поток священный,
Сквозь мглу пещер гигантских, пенный,
Впадает в сонный океан... (с) С. Кольридж
Из Москвы в Нагасаки современный Мельмот-скиталец может добраться за считанные часы, облететь Землю - за сутки, если повезёт с расписанием рейсов. В век самолётов, скоростных поездов и мгновенной связи мы забываем, как невообразимо огромна наша планета, какие невероятные расстояния можно преодолеть, шутя, какие разные люди населяют пустыни и горы, побережья и острова в океане. Мы уверены в достижимости самых дальних пределов Ойкумены - стоит купить билет. ...А из шестисот пассажиров, севших на тот же корабль, на котором Никколо, Маттео и Марко Поло везли в Ормузд невесту для хана из рода Чингизидов - прекрасную монголку Кохицин - уцелело _18_ человек, не считая посольства. Остальные утонули, были смыты за борт волнами, погибли в стычках с разбойниками и пиратами, умерли от болезней, не вынесли жаркого солнца... И каждый, поднимаясь на борт, знал, какому риску он подвергает жизнь - и всё равно рвался в странствия. Человек разумный с начала времён - человек любопытный, человек познающий. И никакие печали не останавливали героев ищущих новые знания, земли, красавиц и неведомых чудищ.
Донна Венеция
Чтобы лучше понять, почему грандиозный труд Марко Поло произвёл такой фурор среди современников, надо представить себе Европу высокого средневековья во всей её мрачной и торжествующей красе. 1271 год. Христиане уже обрели вожделенный Иерусалим и уже потеряли его. Благородные крестоносцы по наущению венецианцев взяли штурмом православный Константинополь и разорили его так, как не снилось никаким сарацинам. Не во всяком королевском дворце есть отхожие места и ванны, не всякий клирик умеет читать, мало кто из крестьян может подать на стол курицу, даже в большие праздники. Ещё не началась жуткая Столетняя война, не подняла голову инквизиция, генуэзцы не привезли из Кафы смертоносную Iersinia pestis. Уже изобрели порох, сочинили первые романы про Артура и Ланселота, научились украшать еду восточными пряностями, книги - дивным миниатюрами, а соборы - прекрасными витражами.
Средневековый мир жил на грани любви и смерти, ни один человек, закрывая глаза, не был уверен, что проснётся наутро. В любой момент хищный отряд наёмников, смерч, пожар или эпидемия могли смести с лица земли хрупкий очаг человеческого жилья. Людей посещали ангелы, мучили демоны, ведьмы, горячечный бред и галлюцинации от спорыньи, подмешанной в хлеб. Существование песьеглавцев, оборотней, единорогов и благословенного царства пресвитера Иоанна было такой же частью картины мира, как папа Римский или король Святой Земли - все знают, что они есть, но почти что никто не видел. И поэтому когда мессер Поло, вернувшись, из дальних странствий, начал рассказывать про обычаи жителей дальних стран, его истории стали сказками, на грани вымысла и реальности. Подумать только - саламандру добывают из горной породы, мёртвых детей женят между собой, а деньги делают из бумаги или морских раковин. Популярности книге добавил каприз истории - сперва Чума выкосила пол-Европы, затем династия Мин начала политику «железного занавеса» и спустя полвека связь с Востоком почти прервалась. Но из детских сказок выросли взрослые мечты. Христофор Колумб затеял великий поход, руководствуясь повестью Марко Поло, экземпляр книги он взял с собой в плаванье. Конквистадоры искали в Америке Золотого царя и его бесчисленные сокровища. Алчным купцам не давал покоя остров Цейлон, где находится «...самый красивый в свете рубин у здешнего царя; такого никто не видел, да и увидеть трудно; он вот какой: в длину он с пядь, а толщиною в человеческую руку». Но вернёмся к герою нашей статьи.
Кем же был Марко Поло? Итальянцем или хорватом, путешественником или шпионом, фантазёром или документалистом, прагматиком или романтиком? Как ему удалось завершить свой маршрут и прожить три разные жизни?
По одним документам он родился в 1254 году в Венеции, по другим в Корчуле (Далмация). Его мать умерла родами, отец Никколо и дядя Маттео уехали в дальнее путешествие, забрав с собой бОльшую часть семейного состояния. Марко рос на попечении родственников, практически сиротой. Его ничему не учили, никак не воспитывали, не препятствовали собирать ракушки на набережных, глазеть в порту на прибывающие суда и драться с такими же босоногими и беззаботными венецианскими мальчишками. Донна Венеция в те года перевалила через зенит славы и власти - после взятия Константинополя дожу Дандоло предлагали даже корону владыки Латинской империи, но он благоразумно отказался. Рынки «жемчужины Италии» ломились от шелков и парчи, пряностей и благовоний, драгоценностей и рабов, на улицах можно было встретить и сарацина в чалме и еврея в высокой шапке и голодного монаха-францисканца и надменного испанца в кирасе и невозмутимого викинга-норманна и даже чёрного, как сажа, невольника-мавра... Будущее Марко представлялось туманным - он мог податься в приказчики к кому-то из родичей, пойти в наёмники и зарабатывать хлеб мечом или отправиться в монастырь за сытой и благостной жизнью. Но тут, неожиданно для всех, вернулись отец и дядя и судьба сметливого, внимательного и приятного лицом (в Средневековье считалось, что внешность человека соответствует красоте души) мальчика была решена. Весной 1271 года Никколо, Маттео и Марко Поло сели на корабль идущий в Аккру...
Из Святой земли - в грешную землю
Само путешествие бесподобно описано в «Книге о Разнообразии мира» - как великий хан Хубилай встретил и принял венецианцев, как очаровался смышлёным юношей, как приблизил к себе настолько, что назначил губернатором провинции Яньчжоу. Сам Поло пишет, что добился такой чести благодаря знанию четырёх языков, но это маловероятно. За три года пути от Венеции до Китая, Марко в лучшем случае освоил чтение и письмо на родном итальянском и нахватался слов из купеческого жаргона. Может быть, по настоянию родичей выучил и монгольский, но, скорее всего полиглотом Поло не был - по крайней мере, ни одного описания прочитанной книги, ни одной цитаты на чужом языке в его рассказах не встретишь. Скорей всего мудрый правитель оценил совсем другие черты венецианца - феноменальную память, внимательность и привычку записывать всё увиденное, что показалось важным, а потом докладывать об этом «куда положено». Если обратить внимание на текст «Книги» можно заметить, как быстро и верно Марко анализировал, обобщал самые важные, «сюжетообразующие» черты разных стран и народов, их населяющих. В отсутствие диктофонов, фотоаппаратов и видеокамер такие способности были особенно ценны. К тому же семейство Поло не было кровно заинтересовано в интригах и клановых войнах окружавших монгольский престол. Хубилай мог опереться на них, как на независимых и компетентных союзников. Неудивительно, что 17 лет кряду хан отказывался отпускать венецианцев на родину, осыпая их золотом и всяческими благами. Но однажды понадобилось отправить почётное посольство с невестой царского рода - и для сопровождения принцессы в Ормузд не нашлось никого лучше, чем многоопытные купцы. Или сам старый хан понял, что смерть близка, а венецианцы за годы честной службы нажили слишком много врагов, чтобы остаться без покровителя.
И вот - Европа. Никколо и Маттео уже старики, да и Марко - не юноша, ему под сорок. Жизнь одинокого сироты занесло песками пустыни Хань, жизнь блистательного вельможи смыло волнами Средиземного моря. По возвращении в Венецию, Марко не проявил себя ничем особым. Идея грандиозного пира, когда путешественники разодрали лохмотья ветхой одежды и вытряхнули на стол перед гостями груды драгоценных камней, скорей всего принадлежала Никколо или Маттео. В великую битву между Генуей и Венецией Поло снарядил свой корабль - и потерпел поражение, попал в плен. В зловонной, жуткой генуэзской тюрьме, он оказался в одной камере с шустрым пизанцем, поэтом и автором рыцарских романов, неким Рустичелли. Естественно Поло начал «тискать рОманы», дабы скрасить тоску заключения. А у пизанца хватило ума понять, что, записав эти байки, он обеспечит себе и доходы и славу. В итоге за пять лет заключения появилась на свет «Книга о разнообразии мира». Видимо, для великих людей средневековья писать в тюрьме было своеобразным хобби - Томазо Кампанелла создал «Город солнца» сидя в застенке за участие в заговоре, а Томас Мэлори воплотил «Смерть Артура» прохлаждаясь в английской темнице за совращение несовершеннолетней.
После освобождения, Марко, наконец, женился, породил с женой Донатой трёх дочерей, унаследовал всё состояние отца и дяди, под старость стал скуп и склочен, судился с родственниками из-за мелких долгов и спокойно умер в своей постели в семьдесят лет - весьма почтенный для того времени возраст. Перед смертью он отпустил на волю «татарского» (скорее славянского судя по имени) раба Петра и разделил между женой и дочерьми нажитые сокровища, включая золотую пайцзу Хубилая. Миф, будто на просьбу священника в исповеди признаться, что мессер Марко выдумал свои путешествия, Поло ответил, что не рассказал и сотой доли того, что видел - скорее всего, красивая байка. Для Венеции начала 14 века сообщение с экзотическими странами было так же естественно как для нас торговля с Турцией или Китаем. Итальянский монах Джованни Монтекорвино примерно в те же годы построил в Ханбалыке (будущем Пекине) первую в регионе католическую церковь. За полвека до Поло переговоры с ханом Батыем вёл ещё один францисканец, Джованни Плано Карпини. Свои записки о великом Востоке оставили миссионеры Андре де Лонжюмо и Гийом де Рубрук - и любой сколь-нибудь предприимчивый венецианский купец знал об этом. Торговля с заморскими странами была бизнесом, приносящим прекрасные дивиденды. А международным шпионажем, к слову о репутации семьи Поло, в те времена занимались миссионеры из францисканского и доминиканского орденов - со всех краёв света они, словно трудолюбивые пчёлы, собирали информацию для папы Римского. И светские люди в этой системе могли оказаться разве что случайно и ненадолго - слишком дорого стоили секреты церкви.
Имущество семьи Поло досталось дочерям и зятьям, а потом и вовсе ушло в чужие руки - ни один из мужчин Поло не оставил наследников. Сработанный на совесть каменный дом простоял ещё много веков, жаль только один из пожаров уничтожил все записи Никколо и Марко. А вот «Книга» дожила до наших дней, до сих пор переиздаётся и пользуется устойчивой популярностью - она действительно занимательна, легко и ярко написана.
Красавицы и принцессы
Самый склочный вопрос, который раз за разом поднимают исследователи «Книги» - действительно ли Поло побывал во всех тех странах, о которых рассказывал? Почему он не упомянул об иероглифах, чае или бинтовании ног, почему его маршруты дают такие географические погрешности? Абсолютно точно ответить на этот вопрос невозможно - все свидетели путешествия семьсот лет как стали прахом. Но косвенные доказательства всё же есть. Достаточно прочитать о горючих камнях, которыми топят в «Катае», бумажных деньгах, белых кобылицах, молоко которых могут пить только царевичи-чингизиды, манере монголов вести бой, бросаясь в бегство и заманивая врагов - эту тактику, по горькому опыту знакомую русичам, упоминали и наши летописцы. Рассказывая о восточных мудрецах Поло употребляет хорошо знакомое нам слово «сенси» - сенсэй. Описывая единорога «Посреди лба толстый и черный рог... Голова как у дикого кабана и всегда глядит в землю; любит жить в топях да по болотам. С виду зверь безобразный» - даёт портрет азиатского носорога. Саговая пальма, ловля жемчуга с лодок, обычай «сати», живописная и трогательная история Будды Шакьямуни - все эти вещи мог передать только очевидец. Но самое весомое доказательство путешествия Марко Поло - его рассказы о женщинах.
Великий путешественник, похоже, был изрядным шалуном и отъявленным ловеласом. Его отец, Никколо Поло, привёз из странствий двух незаконных сыновей - Стефанино и Джованнино - их потом упоминают в завещании и Никколо и Марко. Поло-младший вернулся один - но вместо отпрысков он привёз рассказы о красоте или уродстве, брачных законах и любовных привычках женщин самых разных народов. Его интересовало всё - и законные жёны ханов и «мирские жёны-грешницы» и «девки» жрицы, служащие идолам, и одежды «едва прикрывающие срам». С профессиональной внимательностью Поло рассказывает:
- «Есть у них вот какой обычай: коль от жены муж уйдет на сторону дней на двенадцать, жена, как только он ушел, берет себе другого, и по их обычаям это ей дозволено, а муж там, куда пошел, женится на другой» - это Турция.
- «Никто здесь ни за что в свете не женится на девственнице; девка, говорят они, коли не жила со многими мужчинами, ничего не стоит... Придут сюда иноземцы и раскинут палатки для побывки; тотчас же старухи из деревень и замков приводят к ним дочерей, по двадцати, по сорока и меньше, и больше, и отдают их странникам на волю, чтобы те жили с девками... А когда путешественник, пожив с девкой в свое удовольствие, захочет уходить, должен он ей подарить какую-нибудь вещицу, чтобы девка могла, когда замуж выйдет, удостоверить, что был у нее любовник. Каждая девка почитает нужным носить на шее более двадцати разных подарков... И чем больше у девки подарков... тем милее она, и тем охотнее на ней женятся: она, дескать, красивее других... Приходить сюда следует молодым, от шестнадцати до двадцати четырех лет». Это Тибет
- «А у жен в этой стране вот какой обычай: коль иноземец или другой какой человек живет с их женами, дочерьми, сестрами или иными женщинами, что у них в доме, так это не почитается за дурное, а за хорошее; за это, говорят они, боги и идолы к ним милостивы и даруют им всякие земные блага в обилии... Здесь, знайте, муж, как только завидит, что иноземец идет к нему или просит пристанища в его доме, тотчас же уходит из дому, а жене наказывает во всем слушаться иноземца; до тех пор не возвращается, пока иноземец в доме. Иной раз, скажу вам, иноземец дня три живет в доме и спит себе на постели бедняка с его женою. А чтобы знали, что он в доме, иноземец вывесит свою шапку или что другое, и значит это, что он еще в доме; и пока этот знак висит у дома, бедняк не смеет вернуться к себе. И то же самое в целой области». Это провинция Цюньду
- «На то, что один у другого жену отбил, не обращают никакого внимания, коль не против воли жены». Это Караджан
- «Здешние женщины с виду очень безобразны: рты большие, и глаза тоже, а носы толстые; груди у них в четыре раза толще, нежели у наших женщин; очень безобразны». Это Занзибар
- «Знатные мужчины и женщины носят вот какие штаны: у иной на штаны, что на ногах, пойдет более ста аршин [брасов] бумажной материи, у другой восемьдесят, у третьей шестьдесят, а все это для того, чтобы задница казалась потолще; толстых женщин мужчины очень любят». Это Бадахшан
- «Грешницы, мирские, значит, жены, что за деньги людям служат, в городе жить не смеют; живут они по предместьям, и не поверите, сколько их тут! Добрых двадцать тысяч их тут! И все за деньги служат, и все заняты, потому что каждый день многое множество купцов и иностранцев приходит и уходит.Если столько мирских жен, легко понять, сколько народу в Канбалу». Это Ханбалык.
Похоже, не зря рыдала прекрасная Кохицин, спустя три года странствий прощаясь со своими спутниками, похоже неспроста исчахла она в Ормузде и умерла вскоре после отъезда Поло. Да и сам Марко тянул с женитьбою сколько мог, и до скончания дней нелестно отзывался о внешности, нравах и обычаях венецианских женщин, всякий раз ставя им в пример целомудренных, скромных и обворожительных дочерей Хань. На Востоке говорили «красива как китаянка» - но у любви принцессы и венецианского купца не могло быть ни настоящего ни будущего. Недаром Поло больше не возвращался в Серединную империю и в относительно молодом возрасте (отец его был едва ли моложе, когда впервые отправился в Ханбалык) пустил корни в Венеции, зажил оседлой жизнью. Вряд ли отважного Марко пугали опасности и тяготы путешествий, вряд ли он недооценивал, какой капитал представляют его знания о культуре, обычаях и торговых привычках жителей дальних стран. «Тем кто слышал зов Востока, мать-отчизна не мила» как писал Киплинг. Но что-то удерживало его на месте - может быть раненое сердце?
При написании статьи использовались следующие материалы: Г. Харт «Венецианец Марко Поло», В. Шкловский «Марко Поло», Марко Поло «Книга о разнообразии мира», «После Марко Поло. Путешествия западных чужеземцев в страны трех Индий».